Сознание И Познание Человека Реферат

  • Xreferat.com » Рефераты по философии » Философия сознания и познания. Так, сознание человека исследуется различными науками: историей, философией, психологией, биологией. Но у каждой есть свой «участок», свой срез, свой угол исследования.
  • Главная Коллекция рефератов 'Otherreferats' Философия Сознание и познание. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.
  • На Студопедии вы можете прочитать про: Сознание и познание. Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
  • Объект познания – часть реального бытия, подвергающаяся анализу, изучению. Так, сознание человека исследуется различными науками: историей, философией, психологией, биологией.
  • Скачать реферат / курсовую на тему Философия сознания и познания, бесплатно. Материалистические модели имеют основной принцип отражения мира в сознании человека: у Демокрита - образы, у философов Нового времени - сенсорные сигналы.

Читать текст оnline - Министерство образования и науки РФ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Владимирский государственный университет. Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». Кафедра философии и религиоведения». На тему: Сознание и познание.

Введение. Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания. Познание - это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика - критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отражение действительности, а конструирование ее моделей, образцов, в которых присутствует активность сознания (вспомните феноменологов, их внимание к процессу воображения). Материя и сознание развиваются диалектически, от одного противоречия к другому; противоречия - это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возражение.

На тему: Сознание и познание. Для познающего человека, обладающего сознанием, идея - это форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. На тему: Сознание и познание.

На тему: Сознание и познание. Для познающего человека, обладающего сознанием, идея — это форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования.

Операции познания: Когнитивно-антропологический анализ. Сознание для нас выступает прежде всего как индивидуальное сознание отдельного человека.

Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия. Познание проблемно, но непротиворечиво. Закон единства и борьбы противоположностей, известный, между прочим, с античности, не пользуется уважением в современной науке.

Дело в том, что содержание законов физики, биологии, социологии, других наук нельзя втиснуть в узкие рамки представлений о единстве и борьбе противоположностей. Представьте себе на основе закона противоположностей товарно- денежные отношения. Вам придется утверждать, что все едины (не могут обойтись друг без друга), но вместе с тем находятся в состоянии борьбы (каждый преследует свой интерес). Вроде бы мы даем правильную интерпретацию происходящему, но вряд ли ею удовлетворится экономист.

Он объяснит, что для понимания товарно- денежных отношений надо использовать понятия . Для познающего человека, обладающего сознанием, идея - это форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Применительно к познанию идеи существуют в виде представлений, понятий и теорий. Идея - одна из важнейших философских категорий и как таковая выполняет различные задачи: во- первых, идея выражает умопостигаемое истинно сущее (Демокрит, Платон, Аристотель), во- вторых, идея выражает первообраз вещей, принадлежащий Божественному духу (Бог творит вещи согласно своим идеям), наконец, в- третьих, идеи - способ человеческого познания. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр.

В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я.

Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не- человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр. Будучи индивидом, он, тем не менее, все равно представляет собой некий элемент общества, которое, в свою очередь, является своего рода системой, гиперорганизмом, составленным из некоего количества всякого рода людей, вынужденных жить в данном социуме.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако, нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое- то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним.

Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно- творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно- творческого преобразования его. Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности. Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе. Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.

Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью.

Новые идеи возни кают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 1. Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 3. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру.

С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально- экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое.

С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко- генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно- экономических формациях. Рецептор возникает как орган с пониженным порогом раздражения, приспособленный к тому, чтоб обеспечить ответное действие даже при незначительном воздействии на организм. Ощущение - это, во- первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во- вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия. Ощущение - это и очень элементарная и очень высокая . В этом аспекте оно выделяется на основе восприятия и предполагает мышление. Как в одном, так и в другом случае ощущение - это не только чувственный образ или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной реакции, ощущение становится затем содержанием сознательной познавательной деятельности, направленной на соответствующее качество предмета или явления.

Ощущение - это всегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса. Чувствительность формируется в действии, которое она АФФЕРЕНЦИРУЕТ и регулирует, и ее развитие - дифференцированность, тонкость и точность ощущений - существенно зависит от действия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычное восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Классификацию основных видов восприятия можно выразить следующей схемой: Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.

Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. Более подробно эта тема освещена в моей контрольной работе по психологическому практикуму. Ведь именно последние в конечном (вернее, было бы сказать - .